Петра 1 узнают в шведском городе. Исторические песни о Петре I и Пугачеве. "Петра I узнают в шведском городе", "Суд над Пугачевым. Панин". Петра I узнают в шведском городе

  1. О каком историческом эпизоде царствова-ния Петра I рассказано в песне? В чем вы видите особенности изображения царя?
  2. Песня повествует о тайном посещении Петром I «Стекольного государства» — столицы Швеции Стокгольма. Будущий царь в юности под видом ремесленника жил в Голландии, и это дало почву для со-здания легенд о его тайных зарубежных путешествиях. Петр I в песне изображен любознательным и смелым, способным идти на любые ухищрения для того, что-бы без помех ознакомиться с чужими зем-лями. «Государь-царь», «царь белый» гу-ляет по чужим городам в обличии купчинушки и его узнать удается только «гетману земли шведской».

  3. Какие художественные средства используют-ся в этой песне для выражения политического противостояния России и Швеции?
  4. Противостояние России и Швеции оче-видно как в сюжете, так и в конкретных эпизодах песни. Сначала Петр появляется в чужом государстве под видом заморско-го купчины, затем, когда его узнали, «не пугался», а поторопился скрыться с по-мощью крестьянина, который вывез его «на край синя моря». Там он сел на ко-рабль, удачно ушел от погони и «во Свя-тую Русь возвратился». Так воссоздан-ные события с обычными в фольклоре повторами, постоянными эпитетами, от-рицательными сравнениями рисуют это противостояние.

    Но не только сюжет показывает нам противостояние двух стран. Его подчерки-вает и поведение героев. Так, шведская ко-ролевна, узнав по портрету «царя белого», приказала его поскорее поймать, чтобы он не догадался о «шведских замыслах».

    Сюжет песни ясно говорит о том, что рассказ ведется сторонником Петра I, ко-торый изображен как организатор одной из опасных и важных акций — разведки во вражеском государстве.

  5. Найдите в тексте песни описание убранства царского корабля. Как вы полагаете, какую худо-жественную роль оно играет? Какие художествен-ные приемы здесь использованы? Как называются эпитеты, входящие в состав словосочетаний чис-тое серебро, красное золото?
  6. Царский корабль был готов к походу: Материал с сайта

    Чистым серебром кораблики изнаполнил, Красным золотом суденышки изукрасил.

    Эти описания говорят и о красоте цар-ских судов, и об их богатстве. Эпитеты в словосочетаниях чистое серебро и крас-ное золото называют постоянными, они свойственны произведениям фольклора.

  7. Выделите эпитеты, относящиеся к царю Пет-ру. Какие из них чаще встречаются в тексте? Как воспринимается личность Петра I народом?
  8. Посмотрим, как именуют царя в пес-не: «наш батюшка царь белый», «госу-дарь-царь», «царь-государь», «наш ба-тюшка». Каждое из этих наименований повторяется несколько раз. Все они пока-зывают уважительное отношение авторов песни к Петру I.

О каком историческом эпизоде царствова­ния Петра I рассказано в песне? В чем вы видите особенности изображения царя? Песня повествует о тайном посещении Петром I “Стекольного государства” - столицы Швеции Стокгольма. Будущий царь в юности под видом ремесленника жил в Голландии, и это дало почву для со­здания легенд о его тайных зарубежных путешествиях. Петр I в песне изображен любознательным и смелым, способным идти на любые ухищрения для того, что­бы без помех ознакомиться с чужими зем­лями. “Государь-царь”, “царь белый”

гу­ляет по чужим городам в обличии купчинушки и его узнать удается только “гетману земли шведской”.Какие художественные средства используют­ся в этой песне для выражения политического противостояния России и Швеции? Противостояние России и Швеции оче­видно как в сюжете, так и в конкретных эпизодах песни. Сначала Петр появляется в чужом государстве под видом заморско­го купчины, затем, когда его узнали, “не пугался”, а поторопился скрыться с по­мощью крестьянина, который вывез его “на край синя моря”. Там он сел на ко­рабль, удачно ушел от погони и “во Свя­тую Русь возвратился”. Так воссоздан­ные

события с обычными в фольклоре повторами, постоянными эпитетами, от­рицательными сравнениями рисуют это противостояние. Но не только сюжет показывает нам противостояние двух стран. Его подчерки­вает и поведение героев. Так, шведская ко­ролевна, узнав по портрету “царя белого”, приказала его поскорее поймать, чтобы он не догадался о “шведских замыслах”.

Сюжет песни ясно говорит о том, что рассказ ведется сторонником Петра I, ко­торый изображен как организатор одной из опасных и важных акций - разведки во вражеском государстве.

Найдите в тексте песни описание убранства царского корабля. Как вы полагаете, какую худо­жественную роль оно играет? Какие художествен­ные приемы здесь использованы? Как называются эпитеты, входящие в состав словосочетаний чис­тое серебро, красное золото?

Царский корабль был готов к походу:

Чистым серебром кораблики изнаполнил,

Красным золотом суденышки изукрасил.

Эти описания говорят и о красоте цар­ских судов, и об их богатстве. Эпитеты в словосочетаниях чистое серебро и крас­ное золото называют постоянными, они свойственны произведениям фольклора.

Выделите эпитеты, относящиеся к царю Пет­ру. Какие из них чаще встречаются в тексте? Как воспринимается личность Петра I народом?

Посмотрим, как именуют царя в пес­не: “наш батюшка царь белый”, “госу­дарь-царь”, “царь-государь”, “наш ба­тюшка”. Каждое из этих наименований повторяется несколько раз. Все они пока­зывают уважительное отношение авторов песни к Петру I.

Глоссарий:

      • о каком историческом эпизоде царствования петра 1 рассказано в песне
      • кто первым узнал петра 1 в стекольном государстве
      • петра 1 узнают в шведском городе
      • кто первый узнал петра 1 в стекольном государстве
      • выделите эпитеты относящиеся к царю петру

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Найдите эпитеты, характеризующие Ивана Грозного. Какие особенности этой личности они передают? Царя Ивана Васильевича Грозного в песне характеризуют два эпитета: гроз­ный и православный. Каждый из...
  2. Какие черты русского национального характера воплощены в образе Петра? Докажите свою точку зрения. При характеристи­ке образа Петра I отметьте, что А.Н. Толстой не идеализирует своего...
  3. “Надпись I к статуе Петра Великого” (1748). Ломоносов прославляет личность Петра в классицистическом публицисти­ческом жанре “надписи”. В произведении подробно определены личные качества и заслуги Петра...

Урок №2 Фольклор. Русская историческая песня

Цель: Знакомство с историческими народными песнями «Правёж», «Петра Первого узнают в шведском городе», герои и сюжеты фольклорных песен на исторические темы; видеть своеобразие исторических песен, художественные особенности.

Умение находить материал по заданной теме к уроку, работать с текстами различных стилей и жан­ров, проводить информационно-смысловой анали­з текста. Уметь раз­вернуто обос­новывать суж­дения, приво­дить доказа­тельства, используя ци­татный мате­риал. Владе­ние монологи­ческой речью, навыки публичного выступления. Осознанное и выразительное чте­ние текстов.

Воспитание внимательного отношения к историческому прошлому своего Отечества, любви к русской народной песне.

Дидактическая модель обучения: объяснитель­но-иллюстра­тивная, практическая

Педагогические средства, формы: опорные запи­си, материалы из учебника истории, иллюстрации, репродукции; взаимосвязь уроков истории, музыки, МХК и литературы.

Вид деятельности учащихся: групповая (творческие и индивидуальные задания).

Настолько песня хороша,

Прозрачно - родниковая,

Что хочет хмурая душа,

Чтоб песнь взлетела снова.

Настолько песня хороша,

Добра, смела, сурова,

Что хочет эту песнь душа

Запомнить слово в слово.

В. Казанцев

Ход урока

1. Урок начинает учитель пения музыкой к песне «Утёс».

Продолжает ученик выразительным чтением текста, делает вывод по теме, идее произведения \народ в песне выражает стремление к свободе, главный герой как носитель идеи свободы идеализируется\.

Учитель пения характеризует чувство, вложенное в мотив: отражает мелодия идейное содержание произведения?

Учитель: Итак, тема нашего урока...

Цель...

2. писал «Еще в колыбели дети убаюкивались песня­ми, подрастая, сами выучивались напевать... Собиралась зимой молодежь на посиделки, и здесь раздавались песни. Приходила весна, выходили поселяне встречать ее. Ехал крестьянин пахать землю, но облегчил труд своей песней. Собирался молодец жениться, его сватанье, девичник, свадьба - все это непременно оглашалось песнями, готовыми на этот случай. Умирал человек - над ним раздавались похоронные, печальные песни».

Истоки русской народной песни уходят в седую древ­ность. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгам писали о славянских песнях, а самих славян называли песнелюбцами

3. Русская народная песня - произведение прежде всего коллективное.

В доме, на улице, в лесу; во время работы и отдыха: в радо­сти и в горе, песня могла петься для себя и про себя. Чаще всего песня ис­полнялась хором. Чтобы петь песню хором, не надо было обладать каким-то особым талантом - пели для самих себя, зани­маясь одновременно какой-либо неторопливой, монотонной работой (прядением, шитьем, вышиванием. Песен народных очень много, можно ли их как-то разделить на группы? \обрядовые и необрядовые \

Обрядовые связанны с каким-то обрядом, с очень древним, дох­ристианским представлением о том, что с помощью определенных дейст­вий, просьб, заклинаний можно воздействовать на силы природы. Наши предки были земледельцами, поэтому многие обряды и сопутствующие им песни связаны с сельскими работами (веснянки, песни-заклинания сил природы...). Самая совершенная форма обрядовой песни – русская свадьба, где у каждого из действующих лиц (невесты, жениха, свахи, подружек и т. д.) своя роль и свои песни

Необрядовые песни, или бытовые, в свою очередь тоже можно разделить по месту исполнения (беседные, застольные, уличные, луговые - хороводные )

и по характеру напева (протяжные и частые).

Протяжные песни тоже можно разделить уже по тематике: это любовные, семейные, рекрутские, разбойничьи, солдатские .

Строительство железных дорог в России началось с сере­дины XIX века. До этого извозчики перевозили всевозможные товары, а ямщики - почту и пассажиров. Извозчики и ямщики часто и на­долго покидали родное село. Нередко они тяжело заболевали в пути, ино­гда умирали. . Особое место в народном песенном творчестве занимает дорожная песня

4. Попробуйте определить, какая сейчас прозвучит песня, обоснуйте своё мнение.

А. И._______________

С концом XVIJ века в обиход города и деревни начали проникать песни, сочиненные грамотными людьми, позднее поэтами - любителями и профессионалами. В русский фольклор прочно вошли про­изведения , ­сова... Часто авторский текст обрабатывался, сокращался, приспосабливался для пения.

В современных сборниках песен нередко встре­чам: «слова неизвестного автора» или «слова народные». Но у таких «народ­ных песен» есть автор.

Так, текст песни «То не ветер ветку клонит» написал;

«Хас-Булат удалой» - ;

«Есть на Волге утес» - А. А. Навроцк ий.

5. Обратимся вновь к герою этой песни. У нас на уроке присутствуют «историки» и «литературоведы».

Степан Разин \Русаков\

«Из-за острова на стрежень» ...- Определить сходство и различие песен

6. Историческая песня - это своеобразная летопись, история народа, рассказанная самим народом.

Какова тематика исторической песни, в чём её особенности, когда возникла историческая песня____________________________Рыбкин

Что называют исторической песней ? /Рус нар. песня, в которой оразились реальные события отечественной истории, дух эпохи, как то: борьба с татарским игом, крестьянские восстания, покорение Сибири, Северная война, штурм Измаила, Полтавская битва и т. д.

Реальные исторические лица: Иван Грозный, Пётр 1, Степан Разин, Емельян Пугачев, Ермак, Гришка Отрепьев, это песни о Минине и Пожар­ском, о Суворове и Кутузове, о многолетней борьбе донских казаков за Азов...

7. Иван Грозный______________________Большаков

«Правёж» читает учитель.

Пересказ. Характеристика эпохи, героя.- Терехов

8. Пётр 1__________________________Барабошкин

«Петра 1 узнают в шведском городе»

Пересказ. Характеристика героя.____________________ Алексеев

9. Языковые особенности – какой жанр УНТ напоминает песня?

Что такое былина?

Действительно, былинный эпос полу­чил богатейшее развитие задолго до возникновения исторической песни и затем на протяжении нескольких столетий существовал рядом с нею. Былины передают впечатления и воспоминания о далёком прошлом, и конкретные события в ней узнаются редко.

10. Вспомним языковые особенности былины как жанра: _____________Лена

11. Работа с текстом песен: Зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты, гипербола, речетатив, народная лексика и словообразование , обращения (Ох ты гой еси, добрый молодец!)

Отличие: Все же историческая песня имеет, в сравнении с былинами, мень­ший объем, большую близость к конкретной действительности. Исторические события, особенно войны, восстания или даже строительство (как возводился Петербург) – всё проходило через судьбу каждого простого человека, поэтому песни исторические также наполнены чувством гордости или ненависти, сострадания или свободы. Это песни мощные, большого эмоционального накала.

В ней живёт непосредственный участник тех событий далёкого прошлого.

Ермак___________________________________________Оля

Песня о Ермаке

Вывод по цели урока.

Д. З. «Народный театр» пересказ \можно по записям в тетради\

Текущая страница: 2 (всего у книги 16 страниц) [доступный отрывок для чтения: 11 страниц]

Народная историческая песня

Исторической песней называют русскую народную песню, в которой отразились события отечественной истории. Вам уже знакомы сюжетные произведения устного народного поэтического творчества, с которыми историческая песня имеет много общего, – былины и баллады. Былина передает впечатления и воспоминания народа о далеком прошлом, и конкретные события в ней узнаются редко. Содержание же исторической песни проникнуто живым интересом к реальным эпизодам и героям истории. Основные темы – крестьянские восстания и покорение Сибири, штурм Измаила и Северная война, Полтавская битва и события Отечественной войны 1812 года… Любимыми героями русской исторической песни были Иван Грозный, Гришка Отрепьев, Емельян Пугачев, Степан Разин, Петр I, Екатерина II, Наполеон…

Самые древние исторические песни, к сожалению, не сохранились, но наиболее ранние, которые дошли до нас, относятся примерно к середине XIV века. Позже художественное внимание народа все чаще обращалось к истории, и к началу XIX века насчитывались уже сотни песен – откликов на конкретные исторические факты. Сложился и целый свод наиболее популярных сюжетов: поход на мятежный город, суд царя над разбойником, история великой битвы, взятие крепости, плавание в дальние страны и т. д. Важно при этом, что в песне весь интерес сосредоточен на драматической ситуации, в которой и сосредоточено основное действие и героями которой становятся реальные исторические личности.

Если мы обратимся к песням о Петре I, то заметим их любопытную особенность: царь Петр как главное действующее лицо в них почти не появляется, и все же действие сосредоточивается вокруг него.

Героями этих песен становятся либо простые люди, как, например, русские солдаты в песнях о Северной войне, либо кто-то из царских полководцев (А. Головин или Б. Шереметев). Сам же Петр становится лишь символом эпохи новых свершений и героических битв во имя жизни молодой России, решившей потягаться силами с великими державами Европы. При этом в песнях выражено восприятие русским народом Петра I не как императора, самодержца, а как личности, пользующейся всеобщим уважением.

Правеж11
Пра́веж – в Древней Руси: суд, сопровождавшийся физическим наказанием ответчика.


Что у нас было на Святой Руси,
На Святой Руси, в каменной Москве,
Середи-то торгу, братцы, среди площади,
Тут бьют доброго молодца на правеже,
Нагого, босого и разутого.
Поставили его на бел горюч камень,


Лишь из глаз горючи́ слезы́.

Случи́лося тут ехати
Самому царю православному,
Грозному царю Ивану Васильевичу.
Как возго́ворит царь Иван сударь Васильевич:
«Ох вы гой еси, бурмистры-целовальнички12
Бурми́стры-целова́льнички – здесь: царские чиновники, исполняющие судебно-полицейские обязанности.

!
За что вы пытаете доброго молодца,
Нагого, босого и разутого,
Поставя его на бел горюч камень?
Стоит молодец – сам не тря́хнется,
Русы его кудри не воро́хнутся,
Только катятся из глаз горючи́ слезы́
По белому лицу по румяному».
Тут возговорят бурмистры-целовальнички:


Пытаем мы с него золоту казну,
Золоту казну, платье цветное13
Пла́тье цве́тное – одежда, расшитая золотом и самоцветами.

,
Не много, не мало – сорок тысяч».
Возговорит тут православный царь:
«Ох ты гой еси, добрый молодец!
Почему тебе золота казна доставалася
И как она тебе прихо́дила?»
Возговорит добрый молодец:
«Ох ты гой еси, наш батюшка православный царь,
Грозный царь Иван сударь Васильевич!
Была у меня дубиночка вязо́венькая,
И клал я дубиночку на плечико,
Ходил я, добрый молодец, по чисту́ полю,
По чисту полю, по темну́ лесу,
Нашел я воров-разбойников,
Тут-то они дуван дуванили14
Дува́н дува́нить – делить добычу.

,
Золотую казну делили мерою,
А цветное платье делили ношами15
Дели́ть но́шами – брать себе столько, сколько можно унести.

.
Тут-то я ее отбил у них».
Возговорит православный царь,
Грозный царь Иван сударь Васильевич:
«Куда ты девал эдаку золоту казну?»
Возговорит добрый молодец:
«Точил я ее всё по домам по питейным,
А поил я всё голь кабацкую,
А цветное платье – одевал всё наших босыих».
Возговорит православный царь:
«Ох вы гой еси, бурмистры-целовальнички!
Заплатите ему за каждый удар по пятидесяти рублей,
А за бесчестие заплатите ему пятьсот рублей».

Вопросы и задания

1. Найдите эпитеты, характеризующие Ивана Грозного. Какие особенности этой личности они передают?

1. Как вы полагаете, что заставило Ивана IV – героя этого произведения – не согласиться с судом чиновников? Справедливо ли, на ваш взгляд, такое решение царя?

2. Как выражено в песне отношение народа к царю и его приближенным?

Петра I узнают в шведском городе


Как никто-то про то не знает, не ведает,
Что куда-то наш государь-царь собирается.
Чистым се́ребром кораблики изнаполнил,
Красным золотом суденышки изукрасил.
Он берет-то с собой силушки очень мало,
Что одних-то преображенскиих грена́деров.
Как приказ-то дает наш батюшка царь белый:

«Ой вы слушайте, офицерушки и солдаты!
Не зовите вы меня ни царем своим, ни государем,
А зовите вы меня заморскиим ку́пчиной».
Уж и грянул государь-царь по морю гуляти.
Как носило-то царя по морю неделю,
Что носило царя белого другую,
Принесло-то его ко Стекольному государству16
Стеко́льное госуда́рство – имеется в виду столица Швеции Стокгольм.

,
Что к тому ли шведскому королевству.

Что никто-то купчину не узна́ет,
Узнавал только его гетман земли шведской.
Поскорехонько он к королевнушке метался:
«Ах ты гой еси, наша матушка королевна!
Не купчинушка по городу гуляет,
Что гуляет-то по городу царь белый!»

Как на красное крылечко королевна выходила,
Она семи земель царей портреты выносила,
По портрету царя белого узнавала,
Закричала королевна громким голосом:
«Ой вы гой еси, мои шведские генералы!
Запирайте вы воро́тички покрепче,
Вы ловите царя белого скорее!»
Уж и тут-то наш батюшка не пугался,
Обо всех он шведских замыслах догадался,
Ко крестьянину он на двор скоро бросался:
«Ты бери-ко, бери, крестьянин, денег вдоволь,
Ты вези меня на край синя моря!»
Скоро вывез его крестьянин на край синя моря,
А скорей того во кораблик государь-царь садился,
Закричал он своим матросам и солдатам:
«Ой вы гряньте-ко, ребятушки, дружнее,
Вы гребите и плывите поскорее!»
Как и первая погоня царя белого догоняет,
А другая-то погонюшка настигает.
Как возговорит погоня к царю-государю:
«Ты возьми-ко, возьми, царь белый, нас с собою.
А не возьмешь ты нас, батюшка, с собою,
Уж не быть-то нам, горьким, живыми на свете».
И тут же вся погоня в сине море побросалась,
А наш царь-государь во Святую Русь возвратился.

Вопросы и задания

1. О каком историческом эпизоде царствования Петра I рассказано в песне? В чем вы видите особенности изображения царя?

1. Какие художественные средства используются в этой песне для выражения политического противостояния России и Швеции?

2. Найдите в тексте песни описание убранства царского корабля. Как вы полагаете, какую художественную роль оно играет? Какие художественные приемы здесь использованы? Как называются эпитеты, входящие в состав словосочетаний «чистое серебро», «красное золото»?

3. Выделите эпитеты, относящиеся к царю Петру. Какие из них чаще встречаются в тексте? Как воспринимается личность Петра I народом?

Вопросы и задания ко всей теме

1. Сравните текст одной из исторических песен с былиной. Какие элементы былинного повествования, языка, художественных особенностей вы в ней обнаружили? В чем вы видите отличия былинного героя от героев исторической песни?

2. Изложите сюжет выбранной вами исторической песни. Какое событие стало в ней центральным, кульминационным? Как вы это определили?

3. Приготовьте выразительное чтение одного произведения (по вашему выбору).

Народный театр


Драматические игры и представления были непременной частью народных празднеств. Их можно было увидеть и на деревенских посиделках, и в ярмарочных балаганах, и в духовных училищах, и в солдатских и фабричных казармах. Воздействие этих представлений было сильным. Вот что записал поэт В. Я. Брюсов в своем дневнике о представлении народной драмы «Царь Максимилиан» в канун 1900 года в исполнении рабочих фабрики Полякова: «Те места, которые уцелели с давнего времени, прекрасны. Наивность и торжествующая условность производят сильнейшее впечатление; „за сердце хватает“ (как говорили прежде) при сцене, когда окованный „непокорный сын Адольф“ поет»:


«Я в пустыню удаляюсь
От прекрасных здешних мест…»

Самые известные народные пьесы были созданы в XVIII веке. В основу сюжета многих из них легли лубочные картинки, которые в те времена были очень популярны у простого народа. Продавцы лубочных книжек и картинок, которые назывались офени, проникали в самые отдаленные места России.

С интересом смотрели зрители сатирические пьесы. Такие, как знакомая вам пьеска «Барин», а также «Мнимый барин», «Пахомушка» и многие другие.

Разбойничьи драмы «Лодка», «Фра-дьявол», «Могила Марии», «Шайка разбойников» и другие были особенно ценимы зрителем за атмосферу романтической вольницы.

«Лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве», как писал В. Г. Белинский, определял характер многочисленных комических пьес. Представьте себе, например, сценку, которая называется «Барин в ресторане». В ней разорившийся барин, узнав цены на блюда и напитки, надменно заказывает стакан холодной воды.

Такие забавные сценки часто вводились в большие пьесы. В пьесы также включались и песни, которые исполнялись героями или хором, который сопровождал и объяснял происходящие события. В представления часто широко привлекались зрители.

Более всего таких представлений устраивалось на святки и масленицу. На святки, как свидетельствует словарь В. Даля, «славят Христа, ходят с вертепами и со звездой, гадают». Вертеп – небольшой ящик, который разделен на два (реже три) этажа, где разыгрывались кукольные представления. События, связанные с рождением Христа, разыгрывались на верхнем ярусе, а эпизоды с Иродом – на нижнем. Верхний этаж обычно оклеивался голубой бумагой, в центре изображались ясли с младенцем в окружении Марии, Иосифа, ягненка, коровы, лошади. Над яслями прикреплялась или рисовалась звезда. Нижний этаж оклеивали яркой цветной бумагой, там помещался трон Ирода, и по бокам имелись двери, в которые входили и выходили куклы. Куклы были деревянные, примерно в 15–20 сантиметров высотой. Они были пышно одеты и передвигались на стержнях, которые перемещались по прорезям в полу этого игрушечного домика. Кукольник говорил за всех персонажей. Часто рядом были хор и музыканты.

На святочных праздничных вечеринках главным развлечением было переряживание. Ряженые изображали цыган и цыганок-ворожей, толстых купцов, солдат, скоморохов с медведем, нищих и т. п. Более всего любили изображать медведя, для чего кто-нибудь из парней надевал на себя перевернутую мехом вверх шубу и в таком виде показывал, как бабы ходят по воду, как девушки глядятся в зеркало, и разные другие сценки. Также любили изображать журавля, для чего обычно парень набрасывал на себя вывороченную шубу, а в один из рукавов продевал палку с крючком на конце. Этим клювом «журавль» бил присутствующих девушек, а те старались откупиться орехами, конфетами, бросая их на землю. Пьесы обычно исполнялись или на специальном помосте в балагане или рядом с ним, иногда просто в избе.

Для пьес народного театра характерно соединение трагических сцен со сценами комическими. Вы сможете увидеть такое сочетание и в народной драме «Как француз Москву брал». Исследователи считают, что эта драма является переработкой патриотической пьесы неизвестного автора «Смерть князя Потемкина из Смоленска, случившаяся в 1812 году, когда французы вторглись в Россию», которая широко исполнялась в Болгарии в период борьбы за освобождение (1877–1878), когда ее могли там увидеть, запомнить и перенять русские солдаты.

Как француз Москву брал. В сокращении
Действующие лица

Наполеон

Адъютант

Потемкин

Жена Потемкина

Генерал

Старик-гробокопатель

Старуха

Доктор

Коленкур

Раненые

Действие 1

Явление 1

Царь Наполеон. Адъютант!


Это он кличет дежурного адъютанта. Он подходит.


Адъютант

Наполеон . Как, братцы, наши ретируют?

Адъютант . Отступили на целый марш, ваше величество.

Царь Наполеон . Как, братцы, мы их победили, новыми лаврами себя наградили…

Адъютант . Сколько их драло, столько наших побито.

Царь Наполеон . Адъютант!

Адъютант . Чего изволите, ваше величество?

Царь Наполеон . Как, братец, дела русских?

Адъютант . Их оченно большое войско. А еще боле под командой генерала Раевского.

Царь Наполеон . Да вот. А где еще мой молодой генерал, который бил своих детей и на жертву мне их отдал и сказал: «Кто верует Богу и великому государю, тот последует за ура», где он? Да и солдаты в это время вынули штыки и крикнули ура! Я знаю, братец, как вы пуляете большими шрапами, а штыки, это ужасть! Адъютант!

Адъютант . Чего изволите, ваше величество?

Царь Наполеон . Чего в России новенького?

Адъютант . В России милостивый манифест17
Ми́лостивый манифе́ст – речь идет о манифесте, изданном Александром I в связи с вторжением Наполеона в Россию.

Царь Наполеон . Адъютант!

Адъютант . Чего изволите, ваше величество?

Царь Наполеон . Послать ко мне дежурного генерала.


Генерал подходит.

Явление 2

Генерал . Чего изволите, ваше величество?

Царь Наполеон . Что есть новенького?

Генерал . Да еще особа графа Орлова – дочь Ичменского18
Осо́ба гра́фа Орло́ва – дочь Ичменского – графиня Орлова-Чесменская пожертвовала свои драгоценности на нужды русской армии.

Забрала свои уборы – жемчуга и брилиянты, собрала несколько тысяч денег, отправила к царю для продовольствия русской армии.

Царь Наполеон . Как! И женщины русские идут против меня?

Генерал . Точно так, ваше величество.

Царь Наполеон . Ах, они черные державы. Ну вот, где захватите, брить их ко мне в солдаты.

Генерал . Мы, ваше величество, забрили одного в солдаты, и он взял да сам себе отрубил правую руку.

Царь Наполеон . Ах, они варварский народ! Необразованный! Адъютант!

Адъютант . Чего изволите, ваше величество?

Царь Наполеон . Послать фуражира.

Адъютант . Ваше величество, фуражирную армию разбили и капитана убили наповал. А вот Потемкина мы в плен взяли.

Царь Наполеон . Как Потемкина в плен взяли?

Адъютант . Точно так, ваше величество.

Царь Наполеон . Потемкин должен через три часа расстрелян быть. Адъютант! Привесть ко мне Потемкина!


Потемкин приходит.

Явление 3

Потемкин . Чего изволите, ваше величество?

Царь Наполеон . Потемкин, ты теперича мой!

Потемкин . Никак нет, ваше величество. Еще война не кончилась.

Царь Наполеон . Потемкин, послушай, ты как служил своему государю Александру Николаевичу, послужи так и мне. Я тебе прибавлю чин. Дам награды. Ты будешь мой первый любимец.

Потемкин . Не могу, ваше величество. Как я изменю своему государю Александру, так я и вам буду изменник.

Царь Наполеон . Потемкин, я тебя прикажу повесить или расстрелять.

Потемкин . Не мудрено, ваше величество, стами тысяч одного повесить или расстрелять.

Царь Наполеон . Адъютант! Отвесть Потемкина в темную темницу – не утолит ли он свое лютое сердце и не победит ли он своей гордости.

Потемкин . Что за горе-скука и печаль ни об чем не унывай? Ну, только жаль мне жену и детей. Быть посему, и за правду умираю. Хоть Москва в руках французов, но это, право, не беда, наш фельдмаршал Кутузов их на смерть пустил туда.

Царь Наполеон . Адъютант!

Адъютант . Чего изволите, ваше величество?

Царь Наполеон . Привесть Потемкина.


Адъютант приводит тут Потемкина .


Царь Наполеон . Я вижу, ты повеселел. Так не хочешь ли ты мне послужить?

Потемкин . Не могу, ваше величество. Как я изменю своему государю Александру, так и вам буду изменник.

Адъютант (читает ). Его императорское величество со изволения царя Наполеона приказал пленного Потемкина ранить, потом убрать.


Тут сейчас в него выстрел дадут, а его жена начинает вопить по нем.

Явление 4

Жена Потемкина . Милый ты мой защитник российский, на кого ты меня покидаешь, на кого малых детушек оставляешь? Теперь сгорел у нас в Москве домочек, и не стало у нас ни дома, ни тебя и ничегошенько. Как я буду жить-поживать? Как я без тебя буду век коротать?

Потемкин . Марья, не плачь, Александр услышит, не даст тебе по белому свету скитаться и шататься.


После этих слов Потемкина убивают.


Царь Наполеон . Адъютант!

Адъютант . Чего изволите, ваше величество?

Царь Наполеон . Послать за стариком-гробокопателем. Надо прибрать Потемкина тело, чтоб оно по всей земле не тлело.

Явление 5

Старик (приходит ). Чего изволите, ваше величество?

Царь Наполеон . Когда ты, братец, называешься гробокопателем, то прибери вот Потемкина тело, чтобы по всей земле не тлело и не коптело, чтобы его вороны и сороки не клевали, которых мы сами будем есть.

Старик (потом он говорит ). Старуха, а старуха!

Старуха . А!

Старик . Ты ведь у меня делуха?

Старуха . Да. А что?

Старик . Истопи печку, свари ворону да зажарь рака с картовий. Мы будем с тобой кушанья варить да его величество Наполеона кормить.

Старуха . Я нынче печку не топлю, и я французов не терплю.

Старик . Старуха, понесем хоронить Потемкина тело, чтобы оно по всей земле не тлело, отдадим ему последнюю честь, чтобы войну с французами с честью и похвалою снесть, чтобы нам Москву вернуть и Наполеона из России турнуть! <…>

Старуха . Я сейчас возьму вилы и дам ему в бок три дыры.


Тут Старуха вбегает с вилами и бежит за Наполеоном, который от нее убегает.

Вопросы и задания

1. Какие исторические события отражены в пьесе? Как выражено отношение народа к этим событиям?

2. Какие исторические лица этой пьесы вам знакомы?

1. Какие из этих исторических лиц, по вашему мнению, никак не могли встретиться друг с другом в жизни? Как вы объясняете их появление в одной пьесе? Обратитесь, если необходимо, к энциклопедическому словарю.

2. Каким предстает перед зрителем Наполеон и каким Потемкин? Попробуйте дать им характеристику, которая бы помогла исполнителю точнее играть свою роль.

3. Какую роль играют в этой пьесе внесценические персонажи? Напомним, что внесценические персонажи не появляются на сцене, а лишь упоминаются в речи действующих лиц.

4. Какие герои исполняют комические эпизоды пьесы?

1. Почему эта пьеса была популярна и в Греции, и в Болгарии? Как вы это можете объяснить?

2. Почему эту пьесу можно назвать пьесой, демонстрирующей народный патриотизм? В чем вы видите его проявления?

3. Почему эту пьесу народного театра можно считать исторической?

Древнерусская литература


Летопись. Воинская повесть. Житие.


Историческая личность на страницах произведений Древней Руси


Древнерусской литературе принадлежит значительное место в культурном наследии России. Система нравственных ценностей, взгляд на мир, человека, художественное своеобразие, сформировавшиеся в этот период, питали и определяли развитие последующей русской культуры и литературы. Не зная древнерусской литературы, очень трудно до конца понять глубину творчества многих отечественных писателей.

В литературе Древней Руси отразились различные периоды становления Российского государства с XI по XVIII век. В произведениях содержится бесценный исторический материал: мы узнаем о событиях, происходивших в прошлом, о выдающихся государственных деятелях, у нас возникает живое представление о простых людях самых разных сословий, живших в той далекой эпохе.

Древнерусская литература возникла в XI веке после принятия христианства как литература духовная, религиозная. Слово, текст должны были раскрывать христианские истины, приобщать к религиозной мудрости. Истории о вымышленных происшествиях не привлекали внимание древнерусских книжников. Они рассказывали о том, что, по их представлениям, реально произошло. Древнерусская литература почти не допускала вымысла и строго следовала факту. Задача древнерусского автора – передать истину.

Однако древнерусская литература не являлась литературой исторической в настоящем смысле этого слова. В ней все (в том числе и образ героя) создавалось по канону – определенным правилам и образцам, поэтому часто образ исторического деятеля был далек от реальности. В различных произведениях образ идеального князя был неизменным: благочестие, смелость, милосердие, справедливость являлись его обязательными качествами. Стремление создать идеальный образ не давало возможности воспроизвести реальные черты исторической личности и конкретные исторические события.

Авторское начало в древнерусской литературе приглушено, образ автора достаточно условен. Древнерусские авторы не стремились к созданию индивидуального, оригинального стиля, являющегося достоинством современных авторов. Они редко указывали в произведениях свое имя, считая себя не творцами, а исполнителями Божьей воли. Понятие авторства появилось в литературе Древней Руси лишь в XVII веке.

Летопись


Широко распространенным в древнерусской литературе жанром была летопись. Слово «летопись» произошло от двух слов – «лето», т. е. «год», и «писать». «Описание годов», «писание по летам» – так можно объяснить это слово. Летописи – исторические повествования, которые велись по годам. Текст летописи был разделен на главы, каждая из которых была посвящена событиям одного года. Завершив описание за 12 месяцев, летописец ставил номер нового года и продолжал свое повествование. Именно благодаря труду летописцев у современных историков есть удивительная возможность заглянуть в далекое прошлое. Чаще всего древнерусским летописцем был ученый монах, который по поручению князя или епископа или по благословению настоятеля монастыря долгие годы трудился над составлением летописи. Сначала он приводил в порядок или переписывал труд своих предшественников, воссоздавал события древности и недавно прошедших лет.

Затем летописец переходил к изложению событий своего времени, опираясь на собственные записи, которые вел ежегодно, а также на рассказы участников событий или осведомленных лиц. Итогом этой долгой работы становился летописный свод, который затем продолжали другие летописцы.

В состав летописей входили и древний договор, и жизнеописание святого, и мудрое поучение, т. е. летописный свод не только сохранял память о прошлом и настоящем, но и был учебником мудрости – осуждал злодеев, подвигал людей на добрые поступки.

В 10-е годы XII века Нестором, монахом Киевско-Печерского монастыря, была создана «Повесть временных лет», ставшая величайшим литературным памятником эпохи Киевской Руси.

В первых строчках великого труда Нестор сформулировал свою задачу летописца: «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть». Из летописи видно, как складывалось и крепло древнерусское государство, как расширялись его границы, как боролись с врагами. Тема Родины является основной в «Повести…». Интересы Руси диктуют летописцу ту или иную оценку событий, поступков князей. В «Повести временных лет» звучит мысль о необходимости согласия между князьями, осуждаются княжеские распри, ослабляющие могущество русской земли, звучит призыв к единению в борьбе с внешними врагами. Основные элементы летописи – сведения из русской истории, рассказы поучительного характера, народные предания.

Среди первых русских князей Нестора привлекает князь Олег – мужественный и мудрый воин. Благодаря своей смекалке он одерживает победу над греками, поставив свои корабли на колеса и пустив их под парусами по земле. Олег распутывает все козни и хитросплетения своих врагов-греков, заключает выгодный для России мирный договор с Византией и в знак одержанной победы прибивает свой щит на воротах Царьграда. Князь-воин прозван в народе «вещим», т. е. мудрым, знающим то, что другим не дано знать, волшебником, но и ему не удается уйти от судьбы, избежать которой никто из людей не в силах.

Последние материалы раздела:

Лучший компактный планшет
Лучший компактный планшет

Казалось бы, очередное обновление планшетов Apple должно было пройти спокойно, но в компании сделали невозможное: снова вернули немного угасающий...

Все характеристики Xiaomi Mi5 – технические и не совсем Новый смартфон xiaomi mi5
Все характеристики Xiaomi Mi5 – технические и не совсем Новый смартфон xiaomi mi5

Xiaomi Mi 5 – новинка, которая сразу же после выхода привлекла к себе самое пристальное внимание. У модели присутствует собственный стиль,...

Заработок на скачивании приложений — получай деньги со смартфона ios или Андроид
Заработок на скачивании приложений — получай деньги со смартфона ios или Андроид

С каждым годом мобильные технологии все больше внедряются в жизнь человека. Также в темпе арифметической прогрессии возрастает актуальность...